Перейти к основному содержанию

Кидалово? Нет, просто прагматизм

— Как заиметь состояние?
— Обязательно нужен капитал. Хотя бы небольшой, стартовый.
— А как заиметь стартовый капитал?
— Обязательно нужен пистолет. Хотя бы небольшой, стартовый.

Анекдот

Вопросы «Кто виноват?», «Что делать?» и «Что делать с тем, кто виноват?» занимают сегодня умы куда меньше, нежели банальное: «Как быстро разбогатеть?». Один из первых сюжетов, обсуждаемых в главе «Лех Леха» — накопление первичного капитала. Излишне склонному к морализаторству читателю может показаться, что вечная книга отвечает на один из самых актуальных вопросов современности отрицательно: честное накопление первичного капитала невозможно!

На первый взгляд, в тексте этой главы описана обычная афера или «кидалово», проще говоря — мошенничество. Не принимая во внимания времена и нравы, мы читаем следующее: Аврам с Сарай идут из Кнаана в Египет. По дороге, понимая, что Сарай женщина привлекательная и Всевышний поможет им, супруги договариваются притвориться братом и сестрой, чтобы праотец смог продать свою жену в богатый дом. План исполняется наилучшим образом: фараон берёт Сарай в жёны, но не может к ней притронуться, поскольку Творец ниспослал кару на его дом: «И поразил Господь фараона и дом его большими язвами за Сарай, жену Аврама (12:18)».

Понимая, что причина бед — Сарай, фараон возвращает её Авраму, в качестве компенсации одарив его деньгами, золотом, рабами, наложницами, ослами и верблюдами. Получив обратно жену, и в придачу к ней большие богатства, праотец желает фараону выздоровления и отбывает восвояси.       

То есть, говоря современным языком, Аврам и Сарай попросту «развели» фараона. Так ведь? Нет, не так! Мошенничество подразумевает наличие злого умысла. А был ли он у праотца и его жены? Нет, не было!

Давайте взглянем на вещи, учитывая контекст событий. Всевышний говорит Авраму, что тот должен создать новый народ и приводит его с женой в Кнаан. И с чем же они там сталкиваются? Голод, отсутствие еды и главное, как нам становится известно из разговора Аврама с Сарай, нет возможности уповать на чудо. То есть, Творец дает понять первому еврею, что здесь они попросту умрут от голода. Что делать в данной ситуации? Надо идти. А куда? На тот момент самой богатой страной в регионе был Египет, значит, им туда дорога.  

Будучи прагматичным человеком, Аврам отлично понимал, что сказав правду, шансов на выживание у них практически нет. Они ведь чужаки, а морали того времени не противоречило убийство супруга замужней красавицы, и превращение ее в наложницу.

Если же красивая пришелица оказывалась не замужем, у неё были хорошие шансы попасть в богатый дом, стать женой хозяина, а семья за неё получит выкуп. Из двух зол выбирают меньшее, поэтому супруги назвались братом и сестрой.  

Всё, что руководит действиями Аврама — это элементарное желание выжить.

«Скажи же, что ты мне сестра… чтобы душа моя жива была, благодаря тебе»,  — просит он жену.

Разумеется, люди фараона обратили на Сарай внимание и да, Аврам обогатился. Ожидали ли праотец и его жена такого развития событий? Из текста следует, что, вероятнее всего, нет. В Писании нигде нет ни малейшего намёка на то, что праотец заранее знал, что Всевышний оставит ему Сарай и не даст другому мужчине к ней прикоснуться.

Да, скажет информированный читатель, но ведь в следующей главе, «Вайера», они провернули с царём Грара, такой же трюк: назвались братом и сестрой, Сарай понравилась Авимелеху, он взял её во дворец, но Всевышний поразил правителя недугом и объяснил, что единственный способ сохранить здоровье и жизнь царя — это вернуть Авраму жену и уговорить его помолиться за Авимелеха. Ведь это же классическое мошенничество!

Действительно, совершенное парой полностью совпадает с определением мошенничества:

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. ...При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман).

Но ведь дело в том, что определение это современное, а в те времена, как следует из Писания, это было обычным делом (сын Аврама, Ицхак и его жена, тоже назвались людям Авимелеха братом и сестрой). Даже в Торе определение мошенничества, как тяжкого греха, появляется намного позже (в Пятой книге, в главе «Ки тице»), а в те времена это было в порядке вещей, поскольку ни фараон, ни царь, не посчитали себя оскорблёнными. Позже Авимелех даже специально придёт к Авраму для заключения дружественного союза.

То есть, поступки праотца и его жены просто позволили им обогатиться, дали им стартовый капитал для построения совершенно другого общества, с более правильной правовой культурой и значит более правильной экономикой, но не нанесли никакого ущерба авторитету праотца, о котором он очень заботился. Та же глава даёт нам замечательный пример того, что алчность отнюдь не застит ему глаза, что не богатство руководило Аврамом, и ради денег он готов отнюдь не на всё.

Когда, спасённый им царь Содома (спасая племянника, Аврам вынужден был спасти и его) предлагает ему «души отдай мне, а имущество возьми себе (14:21)» праотец отвечает ему: «Я не возьму у тебя ни шнурка, ни даже верёвочки, чтобы не мог ты сказать, что обогатил Аврама (14:23)». То есть, он прекрасно понимает, что должен заботиться о своей репутации и, если хочет, чтобы люди пошли за ним, не должен брать у царя Содома абсолютно ничего. И не берёт!

То есть, по нормам своего времени Аврам и Сарай не сделали ничего предосудительного. А нет преступления, нет и наказания.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку