Перейти к основному содержанию

Кругом одни евреи

Несколько тысяч лет назад на Ближнем Востоке возникла национальная и религиозная общность — евреи. Разумеется, за тысячи лет множество евреев растворились в других народах, но и в иудаизм перешло немало иноверцев. Вряд ли кто-то превзошел евреев по количеству диаспор и субэтнических групп, но… мы по сей день считаем себя единым народом, не принимая в расчет генетику. Поэтому «еврей» на сегодняшний день — это принадлежность и к определенному народу, и конкретной религии.

Примерно шесть миллионов евреев жили на территории Римской империи, составляя 10% ее населения. Еще до падения Второго Храма в 70 году новой эры евреи обитали в самых разных уголках империи — более того, за пределами Иудеи их было больше, чем в самом еврейском государстве. Наиболее крупные общины осели в египетской Александрии (в Египте) и в Антиохии (на территории современной Турции). Все это подтверждается археологическими находками.

Приверженцы иудаизма появились и за пределами Римской империи: в Йемене, Эфиопии, Индии и Китае. Происхождение этих общин — предмет споров, часто довольно острых. Есть мнение, что некоторые из них основаны потомками потерянных колен, которые отправились в изгнание после падения Израильского царства в 622 году до н.э. Другие полагают, что эти общины основали еврейские купцы, благодаря которым часть местного населения перешла в иудаизм.

Итак, перед нами два вопроса. Во-первых, являются ли евреи народом, обладающим определенными генетическими характеристиками? И, во-вторых, обладают ли различные этнические группы евреев сходством, достаточным для принадлежности к одному народу.

Исследования, проведенные еще в 1970-х, продемонстрировали, что большинство еврейских этнических групп диаспоры имеют ближневосточное происхождение. Члены любой пары, составленной из представителей различных еврейских субэтносов, имеют больше сходства между собой, чем пара, составленная из еврея и его соседа — не еврея. Разумеется, еврейские группы в той или иной мере смешивались с местным нееврейским населением, но в целом, исследования, проведенные уже в начале нынешнего века, подтвердили прежние выводы. Одно из таких исследований принадлежит д-ру Харри Остреру из Yeshiva University в Нью-Йорке и профессору Карлу Скорецкому из Университета Бар-Илан. 

Было доказано, что евреи, населяющие Европу, Северную Африку и Ближний Восток образуют  тесно связанный пучок подгрупп, отличающий их от нееврейских соседей. Ученые выделяют две основные еврейские группы. В первую входят евреи Европы/Сирии/Северной Африки, во  вторую — евреи Ближнего Востока. Турецкие, греческие и итальянские евреи образуют отдельную подгруппу, имеющую много общего с  ашкеназами и сирийскими евреями. Североафриканские евреи тоже входят в первую группу, включая в себя несколько малых подгрупп, образованных марокканскими, алжирскими, тунисскими и ливийскими евреями, а также уроженцами острова Джерба у берегов Туниса. Все эти подгруппы отличны от современного североафриканского населения Западной Сахары, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта. Ближневосточная группа включает иракских, иранских и грузинских евреев и близких к ним неевреев — адыгейцев.

Есть, однако, группы евреев, выпадающие из этой стройной классификации. Это Бета-Исраэль из Эфиопии, йеменские евреи, индийские Бене Исраэль и евреи Кочина. При этом все указанные группы отличаются от окружающего их гомогенного населения. На генетической карте йеменские евреи располагаются где-то между палестинцами и бедуинами. Бета-Исраэль представляет собой обособленную периферическую группу. А вот у Бене Исраэль связь с ближневосточной группой евреев прослеживается лишь по мужской линии.

Высокая доля «европейских» генов (30 — 60%) отмечается среди ашкеназских, сефардских, итальянских и сирийских евреев. Евреи Северной Африки демонстрируют наличие североафриканских и ближневосточных примесей с некоторой долей европейских. «Европейская» доля у евреев Северной Африки  увеличивается с востока на запад, достигая максимума у евреев Марокко.

Генетически наиболее близки к большинству еврейских групп палестинцы, израильские бедуины и друзы, а также жители Южной Европы, включая киприотов. Очевидно, несмотря на все различия, судьбы этих народов переплетались. Например, детальное изучение палестинцев и друзов демонстрирует их близость к европейским и иракским евреям. Анализ по отцовской линии (Y-хромосома, передаваемая от отца к сыну) показал, что большинство евреев диаспоры, живших на Ближнем Востоке, в Европе или Северной Африке происходят от небольшой группы мужчин с Ближнего Востока. До 80% и более ашкеназских евреев имеют семь основных Y-хромосомных групп. Четверо из них были у мужчин, перебравшихся с Ближнего Востока в Европу, остальные три ашкеназы приобрели уже в Европе.

Наличие подобных отличий в генном наборе ашкеназских евреев объясняется рядом теорий, иногда достаточно простых. Некоторые из этих Y-хромосомных ближневосточных связей могли быть занесены в Европу еще в эпоху каменного и бронзового веков. Затем имело место смешение между европейцами и евреями в Европе, равно как и возможное смешение хазар и ашкеназов. Подобные генные характеристики повсеместно распространены среди христиан-маронитов в Ливане. Это может быть следствием их смешения с европейцами — крестоносцами в  XI —XIII столетиях во времена Крестовых походов.

Анализ  генетического  материала по женской линии демонстрирует значительно меньшее генетическое разнообразие и поэтому более строгие наследственные связи. У ашкеназских евреев четыре наследственные линии встречаются у 40% ашкеназских женщин, что приводит к выводу о четырех прародительницах, чье наследство господствует. У многих еврейских этнических групп количество женских наследственных линий не велико, хотя и меняется от группы к группе. Некоторые из них имеют ближневосточное происхождение. Например, у евреев  Азербайджана, Грузии, Ливии, Бомбея в Индии, района Бельмонте в Португалии. Во всех этих общинах одна материнская линия отвечает за 40% женской популяции. У евреев Туниса и района Кочин в южной Индии две наследственные линии были обнаружены у 30% женщин. В болгарской, турецкой, марокканской и эфиопской общинах подобные господствующие наследственные линии не обнаружены вообще. Среди болгарских, турецких и марокканских евреев чувствуется генетическое влияние соплеменников, изгнанных из Испании в 1492 году и из Португалии в 1496 году. Генетическая гомогенность иранской, иракской и йеменской еврейских общин гораздо более выражена, чем у других еврейских групп..

Как бы то ни было, перед нами — общая картина, подтверждающая генетическую идентичность различных еврейских субэтнических групп. Острер и Скорецкий — очень серьезные исследователи. Первый работал в MIT и Колумбийском университете, а сейчас является директором программы генетического и геномного тестирования при Медицинском  центре  Монтефиори в Нью-Йорке. Уроженец Канады Карл Скорецкий преподавал в Технионе, а ныне возглавляет медицинский факультет филиала Университета Бар-Илан в Цфате.

Разумеется, генетическая общность различных субэтнических еврейских групп — весомое оказательство нашего происхождения от общего корня. Но евреи (и Скорецкий с этим согласен)  — единый народ в первую очередь благодаря общности истории и религии, а генетическое сходство лишь подкрепляет этот тезис.

Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»

 

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку